Стоимость перелетов за время пандемии выросла в разы. За те деньги, которые сегодня нужно заплатить за перелет в эконом-классе из Австралии в Европу, до пандемии можно было купить билет в премиум-экономе. А места в премиум эконом-классе сегодня продаются по ценам допандемийного бизнеса.
Более высокая стоимость билетов объясняется высокими ценами на топливо. Но, как выясняется, не только. Отсутствие конкуренции — еще одна важная причина. В мае 2022 года перелеты в Австралию осуществила 51 иностранная авиакомпания. Это на 10 меньше, чем в 2019 году. Может показаться, что разница не критичная, но большинство перевозчиков, свернувших свои австралийские программы, базируются в Китае, и это важно.
До пандемии эти китайские авиакомпании давали самые низкие цены на билеты и этим «заставляли» других снижать цены.
За последнее десятилетие количество китайских рейсов в Австралию увеличилось в четыре раза из-за потока китайских туристов — в 2019 году страну посетило более 1,44 млн китайцев. Это в четыре раза больше, чем за предыдущее десятилетие. В 2009 году три китайские авиакомпании совершали полеты в Австралию, а в 2019-м — уже девять. В дополнение к ежедневным рейсам в Пекин, Гуанчжоу и Шанхай они также выполняли беспосадочные рейсы в Куньмин, Чэнду, Сямынь, Ханчжоу и Циндао.
Китайское правительство разрешило австралийцам останавливаться в Китае без визы на срок до 72 часов в 18 городах и до 144 часов — в нескольких избранных.
В свою очередь Австралия встретила китайских туристов с распростертыми объятиями. В декабре 2016 года было объявлено ускоренное оформление виз, а в январе 2017-го ввели 10-летние многократные визы для имеющих право на въезд китайских путешественников. Между Китаем и Австралией было подписано соглашение об отмене всех ограничений на авиаперелеты между странами.
За первые шесть месяцев 2019 года девять китайских авиакомпаний, выполняющих пассажирские рейсы в Австралию, перевезли около 915 641 человека. То есть при средней вместимости дальнемагистрального лайнера 300 кресел для перевозки этих людей потребовалось более 3 000 рейсов — по 50 в месяц. За тот же шестимесячный период 2022 года тремя оставшимися авиакомпаниями на «зеленый континент» прилетели в общей сложности 22 251 человека.
Другие авиакомпании в отсутствие конкурентов сразу же повысили цены на свои европейские рейсы. Спрос намного опередил предложение, и они смогли извлечь выгоду из постпандемийного бума.
Эксперты считают, что пока правительство Китая не позволит своим гражданам свободно выезжать за границу — а сейчас это возможно только по очень специфическим причинам — эта ситуация не изменится. А австралийцы, желающие побывать в европейских городах, должны быть готовыми выложить немалые деньги за билет.