Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», чьё 110-летнее историческое наследие включает разработку и производство ставших легендарными авиационных двигателей, в 2000-е ужало свой профиль до «наземно-космического» — его производственную программу наполняли преимущественно газоперекачивающие установки и ракетные двигатели. Минувшее десятилетие поставило новые задачи: России потребовались двигатели для модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160 и перспективных самолетов. Масштаб преобразований предприятия оказался под стать масштабу задачи: стратегические направления — строительство новых цехов, оптимизация всех производственных и вспомогательных процессов, запуск нацеленных на перспективу проектов. Практические результаты, достигнутые в 2021 году, — полное выполнение производственной программы, рост выручки, повышение качества продукции.
«Обязательную программу 2021 года мы сделали»
Основным итогом работы в 2021 году ПАО «ОДК-Кузнецов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех) управляющий директор предприятия Алексей Соболев считает полное выполнение обязательств по поставкам продукции. «Обязательную программу 2021 года мы сделали», — заявил он, уточнив, что объёмы и сроки поставок в адрес Минобороны России, ПАО «Туполев», ПАО «Газпром» и Госкорпорации Роскосмос выдерживались в соответствии с контрактами.
Наибольший рост достигнут в части выпуска газотурбинных двигателей. В сравнении с 2020 годом объём выпуска продукции увеличился на 42%. По мнению А. Соболева, это свидетельствует о способности коллектива мобилизовать все ресурсы. На протяжении нескольких лет были разработаны и проведены организационно-технические мероприятия, которые дали эффект с точки зрения расшивки узких мест, повышения пропускной способности участков. Нельзя сбрасывать со счетов и вовлечённость в процессы трансформации руководителей производственных подразделений, цехов, производственного персонала. «Отмечу роль человеческого фактора: несколько лет назад к планам мероприятий, направленных на улучшение качества, надёжности или увеличению пропускной способности люди относились очень скептически, — говорит руководитель предприятия. — Когда стали видны результаты, пришёл азарт и интерес».
Один из показательных примеров связан с радикальным сокращением количества съёмов двигателей с испытаний по различным производственным дефектам. Если по итогам 2019 года ни один двигатель не мог пройти испытания с первого раза, то в 2021 году доля съёмов сократилась до 12,5%. Достигнуть этого удалось за счёт системной работы, проведённой как конструкторской службой, так и производственными подразделениями. «Это существенный перелом, но наша цель, чтобы такая динамика превратилась в системную, а наработки зафиксировались в технической и конструкторской документации, сведя съёмы почти до нуля», — заявил А. Соболев.
Прямым следствием роста объёмов производства стало улучшение финансовых показателей предприятия. Выручка по итогам работы в 2021 году составила 19,2 млрд рублей, что на 24% превысило показатель 2020 года. Также А. Соболев отметил, что предприятие впервые за долгие годы вышло на безубыточность на уровне денежного потока. «В этом [2021 — «АвиаПорт»] году мы получили 24 млрд рублей от заказчиков, потратили около 23 млрд», — отметил А. Соболев.
Продолжилась в 2021 году работа с кредитным портфелем. С одной стороны, при поддержке акционеров по работе с финансовыми институтами удалось с 21,5 млрд рублей в 2019 году до 11,6 млрд рублей сократить банковские кредиты. С другой стороны, финансовая служба проводила работу с кредиторами, что позволило радикально сократить среднюю ставку по кредитам. Если на конец 2019 года она составляла 12,44%, то к концу 2021 года она сократилась до 5,46%. Как следствие, расходы на обслуживание кредиторской задолженности сократились более чем на 1 млрд рублей в год.
Результаты 2021 года становятся крепким фундаментом для дальнейшего роста производства. По словам А. Соболева, контрактная база даёт возможность наращивать показатели. Уже подписанные контракты полностью обеспечены производственными возможностями, при этом по всем направлениям заложен рост. «Растущие контрактные обязательства по новым НК-32 серии 02 для бомбардировщика Ту-160М, ракетным, индустриальным двигателям, ОКР и НИОКР выполнимы для «ОДК-Кузнецов» с его текущими возможностями. Да, везде заложен рост. Нужно каждый год прирастать на 10-20%», — уверен руководитель. При этом ведение индустриально-коммерческого планирования на трёхлетнем горизонте позволяет оценивать влияние заказов на изменение доступных мощностей и, как следствие, своевременно балансировать возможности.
«Впервые за долгие годы ПАО «ОДК-Кузнецов» полностью выполнило гособоронзаказ, ведётся активная модернизация производственных площадок, техническое перевооружение цехов, заключаются новые контракты и активно ведутся разработки новых силовых установок. Очевидно, что впереди много работы. Но уже достигнутый усилиями сотрудников предприятия и его руководителем текущий результат дает уверенность в дальнейшем прогрессе.», — сообщил генеральный директор АО «ОДК», Член Бюро Центрального Совета общественной организации «Союз машиностроителей России» Александр Артюхов.
«Год 110-летия станет отправной точкой нового витка развития»
К началу 2022 года было реализовано 10 проектов, связанных с модернизацией производственных мощностей. Вот некоторые из них. Центр технологической компетенции «Коробки приводов и агрегатов» работает с конца 2019 года. Общая сумма финансирования проекта составила порядка 2,5 млрд руб., а площадь превысила 8 тыс. кв м. Новый цех гальванического производства площадью более 11 тыс. кв. м был открыт в декабре 2020 года и сейчас в нём наносятся покрытия на детали газотурбинных и ракетных двигателей. Объем инвестиций оценивается почти в 3 млрд рублей.
Весной 2021 года было введено в эксплуатацию роботизированное оборудование для высокоточной сварки, позволяющее повысить качество продукции и сократить длительность производственных циклов. Новая линия задействована при изготовлении компрессоров, турбин и опор двигателей. Начала работать современная система хранения и подачи топлива для испытательной базы предприятия, а растущая программа значительно повысила нагрузку на испытательные стенды. После реконструкции заработало инструментальное производство: высокотехнологичное оборудование на 30% сокращает время изготовления оснастки и инструмента.
Финальным аккордом 2021 года стал состоявшийся в декабре запуск производства компрессоров газотурбинных двигателей. Масштабный проект стоимостью 4,8 млрд рублей позволяет удвоить производственные мощности предприятия по компрессорам. Новый комплекс, разместившийся на площади 16,5 тыс. кв. м, оснащён 125 единицами оборудования, включая высокоточные пятикоординатные фрезерно-токарные обрабатывающие центры, шлифовальные и сверлильные станки, дефектоскопы и координатно-измерительные машины. Комплекс войдет в состав центра специализации «Компрессор и турбина», который обеспечит полный технологический цикл изготовления компрессоров и всех требуемых для их производства компонентов — роторов, статоров и других, всего порядка 1000 различных наименований изделий.
Дальнейшее развитие производственно-конструкторского потенциала «ОДК-Кузнецов» связано с реализацией ещё 12 объектов, находящихся на разных стадиях реализации — от строительно-монтажных работ до сдачи в эксплуатацию. Крупнейшие проекты в 2022 году: завершение строительства Центра конструкторских разработок и научных исследований (ОКБ), ввод в эксплуатацию второй очереди производства компрессоров газотурбинных двигателей и инструментального производства, начнет работать корпус сварочного производства, где сейчас идёт монтаж оборудования. Планируется завершение работ в трёх корпусах металлургического производства, в новом здании начнёт работу Центральная заводская лаборатория, для которой закупается более 100 единиц оборудования.
По мнению А. Соболева, у предприятия существует потребность в увеличении численности конструкторского коллектива, обусловленная как существующим фронтом работ, так и запуском перспективных проектов. «Запрос со стороны заказчиков на новые разработки есть, поэтому «Управленческий» (обособленное подразделение, где преимущественно сосредоточено опытное производство и конструкторские службы) перестраивается как центр высоких технологий, — отметил руководитель. — Это будет интеллектуальный центр, формирующий будущее двигателестроения». Новое здание позволит разместить 500 конструкторов. При этом трехэтажный корпус площадью 10,5 тыс. кв.м будет построен с учётом интеграции систем хранения, обработки и передачи данных, что позволит реализовать процессы распределённой разработки, технологической подготовки опытного производства и обработки результатов испытаний. Объём инвестиций в создание Центра конструкторских разработок и научных исследований оценивается в 980 млн рублей.
Параллельно с новым строительством предприятие оптимизирует свою деятельность. Ярким примером является намеченная трансформация обособленного подразделения «Винтай», где расположена испытательная база для ракетных и наземных двигателей. Здесь реализуется программа энергоэффективности, предполагающая перестройку работы котельной, энергоузлов, очистных сооружений, системы освещения. Мероприятия позволят в 2-3 раза сократить энергопотребление, что даст значительную экономию.
Для предприятия, которое в 2022 году отметит своё 110-летие, столь масштабное обновление глубоко символично. Динамичное восстановление и развитие как конструкторских компетенций, так и производственного потенциала, без преувеличения открывают новую веху в истории завода. «У нас есть все основания полагать, что год 110-летия станет отправной точкой нового витка развития «ОДК-Кузнецов», — резюмировал А. Соболев.
Источник: aviaport.ru