Вагон: рынок спорит о признаках и цене инновационности

Споры об инновационности вагонов можно было бы назвать внутренними, касающимися лишь собственников подвижного состава, инфраструктуры и вагонопроизводителей. Однако ФАС только инновационным вагонам дает право на скидку в тарифе на порожний пробег. Существует несколько критериев для определения инновационности вагонов, но заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ФГБОУ ВО ПГУПС Юрий Бороненко утверждает, что методику необходимо менять.

Вагон: рынок спорит о признаках и цене инновационности

Больше 1,2 млн вагонов составляют парк грузовых вагонов России, из них около 16% – это вагоны с осевой нагрузкой 25 тс, и именно эти вагоны принято считать инновационными. Государство также субсидирует покупку тех грузовых вагонов, которые Минтранс признал инновационными.

«Поэтому вопрос, является ли вагон инновационным, или нет, вызывает споры как у ОАО «РЖД», так и у производителей и операторов вагонов», – говорит Ю. Бороненко.

Критерии для определения инновационности подвижного состава есть, они созданы разными органами исполнительной власти. Пять критериев описаны в приказе Минтранса России от 25 августа 2015 г. № 261 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции». И, кроме требований к научно-технической новизне и внедрению инноваций, есть в приказе требование к экономическому эффекту от внедрения инноваций. Для собственника вагонов или оператора этот эффект рассчитывается в сравнении с вагоном-аналогом.

«Гораздо сложнее определить экономический эффект для владельца инфраструктуры. Его главная экономия – сокращение затрат на развитие пропускных способностей наиболее загруженных участков сети», – говорит Ю. Бороненко.

Чтобы просчитать экономический эффект для собственника, необходимо оценить затраты от эксплуатации инновационного грузового вагона с вагоном-аналогом. По логике затраты на эксплуатацию инновационных вагонов должны быть снижены. Но это не всегда так. Более того, сами затраты на испытания крайне высоки.

«Использование этой методики для подтверждения инновационности пока осуществлено только на нескольких типах вагонов из-за высокой стоимости испытаний по определению сопротивления движению и воздействия на путь», – говорит Ю. Бороненко.

Инновационным можно считать фактически каждый вагон, который приносит экономический эффект и имеет в конструкции элемент, защищенный патентом, добавляет эксперт. Однако часть критериев инновационности уже устарели и сами нуждаются в обновлении. Например, в критерии инновационности попало требование о непревышении погонной нагрузки 8,2 т/м

«Этому критерию инновационности удовлетворяют все вагоны рабочего парка, за исключением некоторых типов восьмиосных цистерн», – говорит Ю. Бороненко.

Можно заключить, что проблема выработки единой и адекватной системы оценки инновационности грузового вагона до сих пор не решена, добавляет эксперт. Он предлагает создать новую методику по определению инновационности, которая никак не связана с расчетом экономического эффекта от внедрения. Ведь внедрение новых вагонов не может быть без экономического эффекта, а его рассчитывает собственник еще на этапе покупки. Только за прошлый, 2021 год операторы заменили порядка 30% вагонов на инновационные. Таковыми сейчас называют подвижной состав с нагрузкой на ось 25 тс. Однако не все эти вагоны ФАС признала инновационными, а значит, имеющими право на скидку в тарифе на порожний пробег.

Источник: rzd-partner.ru